Двигатель для F-47 запаздывает. На два года.
Реализация программы разработки адаптивного двигателя нового поколения (NGAP – Next Generation Adaptive Propulsion), финансируемая ВВС США, задерживается на два года. По словам представителя Заказчика, она не будет завершена до 2030-го финансового года.
Суть адаптивных технологий заключается в том, что в зависимости от режима полёта двигатель меняет степень двухконтурности. У нас это называется «двигатель изменяемого цикла» (ДИЦ). Его разработкой ещё в 1980-е годы занималось КБ Колесова (Рыбинск), но успеха не добилось.
Программе NGAP предшествовала аналогичная разработка – AETP (Adaptive Engine Transition Program), в рамках которой был разработан прототип нового двигателя для F-35. В конечном итоге Заказчик от него отказался – по причине слишком уж больших затрат. Сейчас Lockheed Martin пытается «реанимировать» эту разработку, пытаясь приблизить возможности F-35 к возможностям F-47. Однако у ВВС это как-то не вызывает энтузиазма.
В рамках программы NGAP двигателестроительные компании GE Aerospace и Pratt & Whitney разрабатывают два варианта конструкции двигателя. Согласно бюджетным документам на 2025-й финансовый год, завершение работ ожидалось в четвертом квартале 2027-го финансового года. Однако в документах на 2026 й финансовый год, опубликованных администрацией Трампа, сроки были сдвинуты более чем на два года – на второй квартал 2030-го финансового года.
На вопрос о задержке программы NGAP представитель ВВС ответил: «Обновленный график в бюджетных документах отражает проблемы с цепочкой поставок, с которыми столкнулась программа». В свою очередь, представитель GE Aerospace заявил, что компания «выполняет график контракта NGAP в соответствии с предложенным графиком». Он также выразил уверенность в возможности ускорения программы. Представитель Pratt & Whitney заявил об успешной реализации программы NGAP и выполнении обязательств в соответствии с планом. По его словам, Pratt & Whitney тесно сотрудничает с цепочкой поставок для повышения эффективности путем внедрения передовых цифровых моделей проектирования, которые оптимизируют процессы производства и контроля.
В бюджетных документах на 2026-й финансовый год также отражено сокращение финансирования NGAP. Если раньше предполагалось, что ВВС инвестируют в программу в следующем году примерно $440 млн., то теперь, администрация Трампа запрашивает $330 млн. Представитель ВВС сообщил, что эти сокращения «отражают переход программы от этапа детального проектирования к этапу изготовления и сборки прототипов, а также корректировки НИОКР, испытательных и оценочных работ для повышения эффективности использования ресурсов». Запрошенное финансирование, как тогда заявил представитель, «обеспечит двух подрядчиков ресурсами для прохождения проверки готовности к сборке — ключевого этапа оценки готовности подрядчиков к переходу к этапу сборки и испытаний программы».
Лирическое отступление. Мне эти речи ну очень напоминают то, что мы слышим от наших двигателистов: сроки соблюдаются, планы выполняются – но двигателя нет.
Ранее ВВС заявляли, что двигатель NGAP – «платформенно независимый», его конструкция пригодна для самолётов разных классов. Однако очевидно, что потребность в изменении степени двухконтурности в полёте необходима только многорежимным самолётам – то есть истребителям. Соответственно, NGAP – это двигатель для истребителя следующего поколения, который теперь получил обозначение F-47.
Пентагон стремится разработать F-47 как можно быстрее – до окончания срока полномочий президента Трампа, который к этой машине «неровно дышит». Однако задержка программы создания двигателя следующего поколения, скорее всего, не позволит решить эту «важную политическую задачу».
Алексей Захаров,
авиаэксперт
#экспертВО