«Угорщина»
545 лет назад, 11 ноября 1480 года, завершилось «стояние на Угре». Вместе с ним окончились на Руси и 250 лет монголо-татарского владычества, начавшегося в 1223 г. с поражения на реке Калке (ныне Донецкая область).
В 1462 году на престол взошел Иван III, князь московский и владимирский. Своей главной политической целью он ставил собирание всех земель северо-восточной Руси в Московское государство и избавление от власти Орды. В правление Ивана III в состав Московии вошли Ярославское и Ростовское княжества, Пермь Великая, Вятка, Тверь, другие земли, а также Новгородская Республика.
В то самое время, как московское государство укреплялось, Золотую Орду раздирали внутренние противоречия. К середине XV в. она распалась на Ногайскую орду, Сибирское, Казанское, Астраханское, Касимовское, Крымское, Казахское и Узбекское ханства. Тем не менее пышный титул «султана верховного» с 1471 года принадлежал хану Ахмату, который и двинул на «распоясовшуюся» Русь свои полки: ко времени последнего похода ордынцев князь Иван уже более 7 лет не платил дань.
Заключив антимосковский союз с великим князем Литовским, королем Польским Казимиром IV, хан Ахмат в ожидании поддержки повел 90-тысячную армию на Москву. Он требовал восстановления контроля над Русью, собирался пленить московского князя и сыпал угрозами:
«Я тебя найду, где бы ты ни скрывался, и будешь ты у меня пить воду мутную».
Однако в русской столице о грядущем нападении знали загодя. Был заключен союз с крымским ханом Менгли-Гиреем. В Московском государстве была проведена мобилизация и сформировано ополчение, задачей которого было выдержать первый удар врага, устояв до подхода главных сил. Население приграничных селений на Оке частично эвакуировали, а русские сторожевые заставы внимательно следили за перемещениями ордынцев.
Были предприняты отвлекающие маневры. Чтобы не дать Ахмату соединиться с Казимиром, крымские татары совершили набег на Подолию, оттянув на себя польско-литовские силы.
В результате хан отказался от форсирования Оки «в лоб» и, сделав изрядный крюк, решил переправиться на русский берег в устье впадающей в Оку близ Калуги речки Угры. Ее ширина не превышала 150 м, но на другом берегу ордынцев уже ждали дружины князя Ивана.
Под охрану были взяты броды, близ которых построили защитные сооружения. В этой «битве за броды», которая длилась почти четыре дня, линия фронта растянулась на огромные по тем временам 60 верст.
Важнейшим козырем русских стало новое ручное стрелковое оружие и полевая артиллерия – так называемые тюфяки, которые били каменным и металлическим дробом.
Ордынской коннице приходилось наступать в холодной воде прямо на русские орудия и пищали, что не давало противнику использовать его главное преимущество – выпустить тучи стрел.
Не сумев перейти Угру, хан решил ждать ледостава: «... и реки все встанут, ино много дорог будет на Русь». Русские же отряды 28 октября отошли к городу Кременец, а затем к Боровску, где было удобно держать оборону. Переговоры сторон ни к чему не привели, а решающего сражения так и не состоялось. По этому поводу Николай Карамзин писал:
«Представилось зрелище удивительное: два войска бежали друг от друга, никем не гонимые».
Великий русский историк подозревал московского государя в нерешительности, а его окружение – средневековую «партию мира» - в продажности.
«Сии тучные вельможи, как сказано в летописи, любили свое имение, жен и детей гораздо более Отечества, и не переставали шептать государю, что лучше искать мира…»
Однако не все современники разделяли точку зрения Карамзина, считая Ивана III очень умным, смелым и разносторонним человеком. Как раз в то время, когда реки уже почти замерзли, в татарский стан пришла весть, что судовой ратью Василия Гвоздева-Ноздреватого и кавалерийскими отрядами Нур-Девлета – состоявшего на русской службе родного брата крымского хана, до основания разрушена столица Золотой Орды город Сарай. Он находился на реке Ахтубе в 130 км севернее Астрахани.
Хан Ахмат повернул восвояси. Окончательно военная активность была завершена 11 ноября 1480 года.










































